1. Поскольку для харизматов наиболее важным является личное, непосредственное и двустороннее общение с Богом, то на первое место выходит “практика”, а не догматика; не проповедь, а молитва и “прославление” становятся основными элементами богослужения. Харизматические культы являются не догматическими, а “опытными”. Характерно, что только после обряда посвящения вновь обращенного знакомят с особенностями вероучения церкви, особенностями организации общины, общим порядком проведения молитвенных собраний. Это подтверждает особую важность обряда посвящения для вовлечения в ряды харизматов: сначала “опыт”, а потом “догма”.
2. Практика “говорения на языках” это практика “ментального челнока”, который под влиянием пастора-манипулятора непроизвольно изменяет свое состояние. Другими словами для введения верующих в состояния транса используется определенная психотехника.
3. Догматическая конструкция и удачно вплетенный в нее непосредственный опыт богопознания толкают харизматов в “замкнутый круг некритичности”. Они не способны подвергнуть критическому анализу чудотворения, исцеления, пророчества, а также процедуры манипуляции и обмана, которым они подвергаются. Войдя в этот “круг”, харизматы попадают в ловушку: они не могут заметить, что как раз вера в свой дар “различать духов” лишает их этой возможности. Отсюда характерная неспособность к критике и самокритике.
4. Отношение к миру харизматов по существу совпадает с мироотношением гностиков, принцип которых – “И будете как боги”. Этот принцип заложен трактовкой рождения христианина “свыше”, “от Духа Святого”. Подобная установка роднит их также с приверженцами оккультных доктрин.
5. Уровень подготовки пасторов (как теологической, так и психологической) крайне низкий. Если учесть их молодой возраст, низкий образовательный уровень, низкий уровень культуры, то это предотвращает тот вред, который мог бы быть нанесен психическому здоровью верующих, если бы руководители общин в полной мере владели психотехниками.
6. Харизматические культы популярны у людей молодого и среднего возраста с невысоким уровнем образования. Среди приверженцев харизматов 90% женщин.
7. Харизматы сами отмечают, что “Бог не обращает внимания на старые демаркационные границы деноминаций”, дары духа могут быть получены представителями различных церквей, при наличии определенного эмоционального состояния, специфической атмосферы и наложения рук. Очевидно, харизматы, открыли некий универсальный механизм введения в трансовое состояние, которое не зависит от догматических особенностей.
8. Вера в способность воскрешать мертвых (в случае если действуют три дара вместе – дар веры, чудотворение и дары исцелений), а также в способность изгонять злых духов, по сути, оправдывает магические действия харизматов, приближает их к оккультным доктринам, толкает к попыткам использовать черную магию и колдовство именем Христа.
9. Харизматические церкви работают “по месту жительства”, это одна из главных причин их быстрого роста.
10.По форме харизматическая церковь напоминает семью: “малые” семьи составляют “большую” семью наподобие пчелиного улея. Общие собрания “улея” проводится в виде “воскресных служений поклонения”. На самом деле, организация харизматов представляет собой скорее “хорошо натренированную армию” со штабом во главе.
11.Харизматы считают себя богоизбранными, истинной церковью Христовой, “солью земли”. В знак благодарности они считают необходимым прославление бога в максимально активной, современной и даже экзотической форме. С этой целью они активно используют художественные средства: гимны, молитвы, призывы, песни, поэтические, музыкальные и танцевальные композиции и т.п. Авторами их, как правило, выступают руководители или члены общины, обладающие соответствующими способностями. Поэтому часто в общинах функционируют ансамбли, хоры, танцевальные группы, другие самодеятельные коллективы. Их выступления на воскресных молитвенных собраниях создают атмосферу праздничности. Это дает возможность эстетически оформить молитвенное собрание реализовать художественные способности членов общины, сделать учение общины максимально современным и эмоционально напряженным.
 

Литература:

 

1. Йонгги Чо. Молитва – ключ к пробуждению. - Берлин.1996.

2. Принс Д. Основы учения Христова. Издательство Д.Принса. 1991.

3. Хейгин К.Е.О Дарах Духовных. 26 уроков о Святом духе и Его дарах. Библейская церковь РЕМА.1991.

4. Коупленд К. Законы преуспевания. Изд-во К.Коупленда. 1994.

5. Коупленд Г. Воля Божия на твое исцеление. Изд-во К.Коупленда. 1994.